Яхтсменам в Подмосковье живется несладко. Им не хватает причалов и мест для хранения судов, большой воды и качественного сервиса. Даже дом на берегу купить сложно, хотя стоимость земли вблизи водохранилищ уже доходит до $35 тыс. за сотку.
Яхтинг стал в России модным увлечением всего пять-семь лет назад, и число поклонников этого дорогого вида спорта постоянно увеличивается. Сегодня не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в Самаре, Иркутске, а также других городах можно встретить владельцев моторных яхт. Однако интенсивнее всего яхтинг развивается в ближайшем Подмосковье, где по берегам водохранилищ уже сейчас - более десятка яхт-клубов и строится несколько загородных поселков с причалами.
Яхты растут вместе с рынком
Представители мировых лидеров яхтостроения заявляют, что Россия становится самым перспективным рынком сбыта. Стоимость приобретаемых у нас лодок постоянно растет, да и количество проданных судов ежегодно увеличивается на 20-25%. В 2002 году в Россию было ввезено 200 яхт и катеров, а в 2003-м - еще около 250. В 2004 году, по самым скромным подсчетам, рынок услуг подмосковных яхт-клубов оценивался в $8-9 млн. В этом году он обещает достичь $10 млн.
Эпоха частного судовладения началась с появления в ближнем Подмосковье небольших лодок с подвесным мотором длиной 6-7 м, таких марок, как Baliner, SeaRay, Regal. А сейчас наибольшей популярностью пользуются моторные яхты от 15 до 25 м, произведенные на лучших мировых верфях.
Андрей Бойко, глава яхт-клуба "Буревестник", говорит, что в последнее время в России отмечается повышенный спрос именно на крупногабаритные модели. "Если в самом начале развития моторного яхтинга в России лодки длиной 7 м с подвесным мотором казались непозволительной роскошью, то сегодня приобретают суда от 15 м и больше. Наблюдая за этой тенденцией, мы пришли к выводу, что длина востребованных яхт ежегодно увеличивается в среднем на два метра".
Он считает, что сейчас покупателей в основном интересуют небольшие круизные лодки английского производства, а также яхты класса люкс размером до 30 м. Кроме того, все большую популярность приобретают флай-бриджные лодки (двухпалубные) и яхты-хартопы (с откидывающейся, как у кабриолета, крышей). Покупатели яхт стали более требовательно относиться к деталям дизайна и внутреннему интерьеру - растет спрос на отделку из кожи, дорогих пород дерева и камня.
Самая дорогая лодка, владельцем которой является россиянин, называется Pelorus и была куплена Романом Абрамовичем. Официально ее цена не была объявлена, но, по некоторым оценкам, она составляет $120 млн. Этот плавучий отель длиной 115 м снабжен системой обнаружения ракет и мини-субмариной. Хозяин этой яхты, как и другие владельцы столь же дорогих судов, держит ее в Средиземном море. У нас пока нет инфраструктуры, которая могла бы обслуживать яхты подобного уровня. Кроме того, в России еще не сформировалось лояльное отношение к людям, которые смогли заработать состояние. Поэтому обладатели судов класса люкс предпочитают не разглашать размеров и стоимости своего движимого имущества.
Клубов пока не хватает
Сегодня в московском регионе насчитывается примерно 1,5 тыс. яхт различных размеров. При этом в Подмосковье существует три десятка яхт-клубов, предоставляющих не только стоянку, но и обслуживание. Самые крупные из них - "Буревестник", "Адмирал", "Галс", "Аврора", ЦСКА ВМФ и "Клязьма". Новые клубы открываются довольно редко, причем в основном в коттеджных поселках на водохранилищах. Как правило, их предназначение заключается скорее в том, чтобы увеличить стоимость недвижимости, чем предоставлять сервис. И пока настоящих конкурентов у основных клубов не существует, цены за услуги они устанавливают по собственному усмотрению.
Годовое содержание яхты обходится в сумму, равную 5-7% от стоимости самого судна, а в некоторых клубах - 10%. Например, если ее цена колеблется в районе $1 млн., то аренда причала и зимнее хранение составят примерно $50 тыс. в год. В остальных клубах стоимость содержания ниже, но ассортимент услуг там меньше.
Летом 2004 года в Строгинской пойме открылись сразу три яхтенных порта: "Строгино" (принадлежит компании "Столичные причалы"), "Алые паруса" и "Крокус-Сити". В "Строгино" стоянка ежемесячно обходится в $500, в "Алых парусах" и "Крокус-Сити" - около $2 тыс. Помимо фиксированных трат на аренду причала и обслуживание яхты существуют еще и текущие расходы. А для дальних походов многие предпочитают нанимать матросов и капитана, услуги которых тоже недешевы.
Дом на берегу купить непросто
Среди москвичей всегда было немало любителей водных просторов. Близость к большой - в подмосковных масштабах - воде повышает стоимость земли и домов, на ней построенных, примерно на 30-50% по сравнению с аналогичными предложениями "на суше". На волне яхтенного бума столичные застройщики начали осваивать берега водохранилищ и строить коттеджные поселки, предлагая будущим владельцам услуги яхт-клубов.
Постепенно яхтинг начал продвижение в глубь Московской области. Идут продажи земельных участков в поселках "Зеленый мыс" и "Лазурный берег" на Пестовском водохранилище, "Ореховая бухта" и "Дубрава" на Пироговском, "Мякинино" в бухте Живописная, "Залесье" на Истринском водохранилище. Строительство яхтенной инфраструктуры в Подмосковье продолжается, и через несколько лет ближние к Москве водохранилища будут уже полностью застроены коттеджными поселками с причалами и эллингами для яхт.
За последний год о подобных новых проектах объявили "МИЭЛЬ-Недвижимость" (коттеджный поселок с яхт-клубом M.o.n.a.k.o.v.o. на Икшинском водохранилище), "Капитал Груп" ("Город яхт" на Химкинском водохранилище) и "Эсквайр Эстет" ("Паллада-Сити" на Клязьме). По данным информационного ресурса RosZem.ru, сотка земли в поселке на берегу водохранилища колеблется от $8 тыс. до $35 тыс. Правда, большинство яхт-клубов, предлагаемых застройщиками , смогут стать лишь стоянками для яхт.
Даже при большом желании и наличии необходимых финансовых ресурсов приобрести элитную недвижимость на берегу водохранилища пока трудно: реально существующих поселков совсем немного, а предлагаются только участки земли для дальнейшего строительства. В ближайший год, по данным агентства "МИЭЛЬ-Недвижимость", не будет завершено строительство ни одного поселка с яхт-клубом. В ближайшие три года появятся только три новых поселка, а в течение пяти лет будут реализованы еще два подобных проекта.
Источник:
Инна Усубян
Профиль