На участки площадью от 1 до 5 га в Московской области приходятся примерно три четверти всех сделок с оптовой землей. К такому выводу пришли специалисты Консалтинговой Компании Land Management по итогам анализа рынка земли в 2011 году.
По данным Land Management, в 2011 году с участками площадью от 1 до 5 га прошло примерно 100 сделок. На участки от 5 до 100 га приходилось 20-30 сделок, а с участками более 100 га имели место менее 10 сделок.
«Спрос на участки до 5 га также находится на уровне 70-75%, - констатирует Генеральный директор Land Management Юрий Лакеев. – Перевес в пользу этой группы не удивителен. Такие территории наиболее доступны по ценам. С другой стороны, площади в пределах 5 га уже достаточно для реализации небольших девелоперских проектов».
Небольшие территории покупают преимущественно под организацию производств, а также возведение небольших жилых микрорайонов, отмечают в Land Management. Распределение спроса на земли под промышленные цели и под жилищное строительство составляет примерно 2:1.
По данным Land Management, за последние годы структура спроса и сделок в зависимости от площади территории существенно не изменилась. В то же время кардинально изменился подход потенциальных покупателей к совершению сделок. «До кризиса 2008 года землю зачастую покупали впрок: клиент имел весьма смутное представление насчет того, как будет ее использовать, - рассказывает Юрий Лакеев. - Еще реже проводились серьезные расчеты доходности территории. Поэтому покупатель делал свой выбор достаточно быстро, и зачастую с момента первого обращения до закрытия сделки проходило не более 1-2 месяцев».
«В результате впоследствии новые владельцы приходили к тому, что участок не удавалось использовать так, как они хотели, - продолжает эксперт. – Например, могли обнаружиться незарегистрированные обременения. Иногда владельцу не хватало административного ресурса, чтоб сменить категорию или оформить нужный вид разрешенного использования. Кроме того, могло получиться так, что цена покупки оказывалась слишком высокой и разработанный бизнес-проект с учетом этих затрат выглядел нерентабельным».
«После кризиса покупатели стали гораздо более аккуратны, - констатирует Юрий Лакеев. – Теперь перед сделкой практически всегда проводится анализ эффективности использования территории, изучаются ее геофизические характеристики, делаются запросы в местные органы власти. В результате от первичного обращения до сделки проходит обычно не меньше полугода, а иногда этот срок составляет и год, и даже два».
Источник:
КГ "Земер"